Содержание.

Тахометр из китайского велокомпа: схема, монтаж, фото


ВНИМАНИЕ!
Данные схемы и текст предлагаются по принципу "как есть", т.е. в надежде, что могут принести кому-то пользу. Я не несу никакой ответственности за возможный ущерб от ошибок в них или их неправильного использования.

Если вы не уверены, что устанавливаемая вами на вашей технике данная схема не нанесет вам ущерб - НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТО.

Коротко

Тахометр (позиция 1) выглядит так

Над ним видна синяя обертка лампы освещения тахометра

Этот велокомп неизвестного производителя, в частности, позволяет устанавливать размер окружности колеса в некоторых единицах и подсчитывать мгновенную скорость с помощью подсчета замыканий герконового датчика, что происходит каждый оборот колеса.

Для подсчета оборотов двигателя с помощью нового датчика, оказалось необходимо вводить значение радиуса колеса где-то 225. По умолчанию, после сброса питания, велокомп выставляет 208, что немного отличается, но сносно, особенно с учетом глюкогенерации от самой схемы датчика.

При включении света и работающем двигателе тахометр освещается.

От этого же питания сделана схема освещения перчаточного ящика и ящика под сидением, включается это освещение с помощью концевиков, тоже при работающем двигателе (можно сделать от аккумулятора и использовать лампы на 12 вольт, которых у меня просто нет).

Как работает

Вместо замыканий этого датчика (этот датчик мы удаляем) мы устраиваем замыкания от датчика, считающего импульсы от катушки зажигания, которые пропорциональны (равны или в некоторое целое число раз отличны от) числу оборотов коленвала двигателя, таким образом, спидометр преобразуется в тахометр.

Чтобы числовые показания скорости соответствовали оборотам, надо вводить поправочный коэффициент. Он вычисляется из соображений длины окружности указанного радиуса (2*пи*R), учета способа подсчета импульсов велокомпом, коэффициента пропорциональности между импульсами зажигания и оборотами коленвала и т.п.

По подсчетам этот коэффициент оказался между 4 и 5, а экспериментально оказался между 2 и 2,5. Его итоговое значение (225) уже указано выше.

Советы по монтажу

За пайку схемы стоит браться если есть некоторый навык. Условия работы схемы тяжелые - вибрация, широкий диапазон температур, влага. Хуже только в космосе.

Не переборщите с изоляцией и соблюдайте осторожность с подбором аналогов в случае сильных токов. Схемы выделяют тепло, которое должно куда-то деваться, а также может произойти сильный разогрев отдельных деталей, который приведет к расплавлению пластика [b]или даже пожару[/b]!

Схема имеет достаточно низкую надежность, но ее возможный отказ не должен вызвать серьезных последствий.

Вот фотки по технологии паковки маленькой схемы в пакетик
Рисунок 1,2

Вот фотки по технологии паковки большой схемы в спичечные коробочки
Рисунок 3,4

Далее пакетик (позиция 1), размещенный на пластике, стандартный концевик (позиция 2) и клеммы массы (позиция 3).

Далее большая схема (позиция 2), размещенная в коробке + пакет в руле, также видна подводка проводов к тахометру и его крепеж(позиция 1).

Используйте пластиковые хомутики и клей для надежного закрепления коробочек и пакетиков.

Все подключения к массе лучше делать с помощью круглых с дыркой клемм массы под винт, а подключение к цепям скутера через разъемы, например, через круглые разноцветные автопистоны. При этом на цепь скутера вешается гнездо, которое не имеет выступающих металлических частей, а на провод от вашей схемы штырь.

Это все позволит легко отключать неисправные блоки даже в поездке, а также легко ремонтировать или переконфигурировать их.

Используйте разноцветные провода нужного сечения, выберите цвет для типовых сигналов, например: земля - зеленый, питание - красный, соединения без логического имени и назначения - коричневый и т.д.

Велокомп монтируется на винт зеркала. В автомагазинах продаются какие-то автожелезки из тонкого металла, на следующем рисунке вид этой железки, а так-же схема крепления велокомпа

Собственно схемы

  1. Питание велокомпа

    Велокомп сам по себе питается от батарейки, но у нас он должен управлять биполярным ключем, который может достаточно долго быть в открытом состоянии, потреблять ток и это обычный режим работы. Опыт проезда 300 км показал, что следует питать велокомп от скутера.

    Скутер поставляет питание с большими помехами, а велокомп из-за его низкого номинала питания очень к ним чувствителен, поэтому велокомп надо вскрыть и установить туда LC фильтр, к клеммам питания велокомпа ближе , чем кожух скутера.

    На схеме этот фильтр обведен линией. Также на корпус велокомпа, на расплав клеим маленькую кнопку сброса, чтобы не дергать зажигание, если велокомп сглючит. Это возможный режим велокомпа и по его инструкции, ликвидируется прерыванием питания.

  2. Схема тахометра

    Эта схема подменяет геркон и превращает спидометр в тахометр. Она состоит из

  3. Освещение Следующая схема



Hosted by uCoz